Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска  "Центр развития ребенка"- детский сад № 376   "Дельфиненок"

ГОНЧАРОВА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА

 

 

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


 

                         …Как важен, велик и священ сан     воспитателя:

                           в его руках участь целой жизни человека.

В.Г.Белинский

 

Передо мной чистый лист. На нем я должна изложить свои размышления. Написать всегда труднее, чем думать вслух. Мысли путаются в голове. Очень много вопросов, на которые я хочу дать себе ответ.

Почему я стала воспитателем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Почему не попыталась поменять на любую другую профессию, спокойнее, чем эта, более оплачиваемую? Да потому, что у меня своя, особенная миссия на Земле… Я – ВОСПИТАТЕЛЬ! Кто-то когда-то сказал: «Воспитатель – это не профессия, это образ жизни»! И я вполне с этим согласна.

Каждый день, приходя в свой любимый детский сад, я всматриваюсь в глаза своих милых воспитанников. Сколько в них чувств, переживаний. Глаза ребенка – это состояние души, в которой многое можно увидеть. Чтобы узнать о ребенке больше, сердце воспитателя должно быть не только добрым, но и зрячим. Я все время стараюсь не «работать» с детьми, а жить с ними, делить их радости и печали, успехи и неудачи, не допуская фальши в отношениях. Дети в дошкольном возрасте во всем стремятся подражать своему воспитателю, и мы это всегда должны помнить и стремиться к тому, чтобы такие человеческие отношения, как душевная щедрость, чуткость к людям, сострадание, проявлялись в личности дошкольника через наши отношения к ним, и оставались с ними на всю жизнь.

На сегодняшний день очевидной стала проблема необходимости качественного, современного дошкольного образовательного процесса в ДОУ. В процесс обновления образования в настоящее время включается все большее количество педагогов и педагогических коллективов. Практически в каждом детском саду происходят инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ и технологий, поиском эффективных моделей организации педагогического процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Чтобы решить все эти проблемы, необходимо воспитателю работать по-новому, хотя работать по-старому проще, но не интересно. Никакие перемены, тем более столь масштабные, не проходят легко и быстро. Но в образовании, как и в любой гуманитарной науке, вряд ли возможно изобретение чего-нибудь нового. Большая часть понятий сложилась в педагогике очень давно и переходит из поколения в поколение, обретая лишь новые термины или новые акценты. Зачастую тонкое и едва уловимое, на первый взгляд, изменение акцентов приводит к созданию, значительно отличающихся друг от друга, образовательных систем. Например, утверждение «Взрослый принимает решение вместо ребенка» - это учебно-дисциплинарная модель, а «Взрослый принимает решение вместе с ребенком» - личностно-ориентированная модель. И если такие понятия, как «индивидуализация», «личностное развитие ребенка» воплотить в конкретные инновационные педагогические технологии, то они для воспитателя обретают новый смысл.

Хочется отметить, что постепенно складывающаяся в группе атмосфера доверия между взрослыми и детьми, признания и уважения индивидуальности каждого ребенка, способствует большей открытости детей, дает мне возможность лучше их узнать, строить с ними действительно неформальные отношения, а значит, и более эффективно влиять на их развитие.

По словам Л.С.Выготского, «социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса», и вся роль воспитателя сводится к управлению этим рычагом. Как садовник был бы безумен, если бы хотел влиять на рост растения, прямо вытаскивая его руками из земли, так и педагог оказался бы в противоречии с природой воспитания, если бы силился непосредственно воздействовать на ребенка. Но садовник влияет на прорастание цветка, повышая температуру, регулируя влажность, подбирая и примешивая почву и удобрение, т.е. опять таки косвенно, через соответствующие изменения среды. Так и педагог, изменяя среду, воспитывает ребенка.

Мой опыт показывает, что перепланировка помещения группы и разделение его на учебные центры приближает малыша к более привычным для него масштабам его квартиры. Из беззаботных посетителей группы дети превращаются в ее ответственных хозяев. Вместе с детьми мы решаем, как оборудовать и оформить помещение группы, где разместить свой личный уголок каждому, сообща вырабатываем основные правила поведения в группе и формируем традиции дня. Уважение к труду детей и использование детских работ для оформления группы придает помещению поистине «детский» вид и вселяет в ребенка уверенность в том, что это его мир, т.к. в нем есть частичка его труда.

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получить образование и работать по специальности. Я считаю, чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Современная семья, на мой взгляд, тоже нуждается в разнообразных знаниях. Большинство родителей самоустранились от воспитания своих детей, заняты зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии. И разработанные на сегодняшний день технологии построения партнерских взаимоотношений в образовательном процессе ДОУ направлены не на объединение педагогов детей и родителей в едином образовательном пространстве, а на парный диалог типа «ребенок - педагог», «педагог – родитель». Кроме того, существующая практика работы с семьей ориентирована на общий «портрет» родителей без учета индивидуальных особенностей не только разных семей, но и членов каждой семьи. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме, и не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Хочется выстроить триединое взаимодействие «ребенок – родитель – педагог», что позволит значительно повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей, расширить творческие возможности специалистов дошкольного учреждения, что в свою очередь приведет к хорошим результатам в работе по формированию личности воспитанника и его всестороннего развития. И если семья станет активным участником образовательного процесса в детском саду, то это предопределит успех в работе на благо ребенка. И я над этой проблемой буду работать.

Я благодарна своей судьбе, что у меня есть то, что нельзя купить – это возможность наблюдать, как отправляются в жизненный путь мои воспитанники. И это повторяется снова и снова каждый выпуск. Они уходят из детского сада, унося частицу моего сердца, моей души и этим я живу! И этим я СЧАСТЛИВА!

 

 

 

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

                РЕАЛИЗОВАННЫЙ ПРОЕКТ

                ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

                ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

                   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

 

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"