Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска  "Детский сад № 376   "Дельфинёнок"

ГОНЧАРОВА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА

 

 

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


 

                         …Как важен, велик и священ сан     воспитателя:

                           в его руках участь целой жизни человека.

В.Г.Белинский

 

Передо мной чистый лист. На нем я должна изложить свои размышления. Написать всегда труднее, чем думать вслух. Мысли путаются в голове. Очень много вопросов, на которые я хочу дать себе ответ.

Почему я стала воспитателем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Почему не попыталась поменять на любую другую профессию, спокойнее, чем эта, более оплачиваемую? Да потому, что у меня своя, особенная миссия на Земле… Я – ВОСПИТАТЕЛЬ! Кто-то когда-то сказал: «Воспитатель – это не профессия, это образ жизни»! И я вполне с этим согласна.

Каждый день, приходя в свой любимый детский сад, я всматриваюсь в глаза своих милых воспитанников. Сколько в них чувств, переживаний. Глаза ребенка – это состояние души, в которой многое можно увидеть. Чтобы узнать о ребенке больше, сердце воспитателя должно быть не только добрым, но и зрячим. Я все время стараюсь не «работать» с детьми, а жить с ними, делить их радости и печали, успехи и неудачи, не допуская фальши в отношениях. Дети в дошкольном возрасте во всем стремятся подражать своему воспитателю, и мы это всегда должны помнить и стремиться к тому, чтобы такие человеческие отношения, как душевная щедрость, чуткость к людям, сострадание, проявлялись в личности дошкольника через наши отношения к ним, и оставались с ними на всю жизнь.

На сегодняшний день очевидной стала проблема необходимости качественного, современного дошкольного образовательного процесса в ДОУ. В процесс обновления образования в настоящее время включается все большее количество педагогов и педагогических коллективов. Практически в каждом детском саду происходят инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ и технологий, поиском эффективных моделей организации педагогического процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Чтобы решить все эти проблемы, необходимо воспитателю работать по-новому, хотя работать по-старому проще, но не интересно. Никакие перемены, тем более столь масштабные, не проходят легко и быстро. Но в образовании, как и в любой гуманитарной науке, вряд ли возможно изобретение чего-нибудь нового. Большая часть понятий сложилась в педагогике очень давно и переходит из поколения в поколение, обретая лишь новые термины или новые акценты. Зачастую тонкое и едва уловимое, на первый взгляд, изменение акцентов приводит к созданию, значительно отличающихся друг от друга, образовательных систем. Например, утверждение «Взрослый принимает решение вместо ребенка» - это учебно-дисциплинарная модель, а «Взрослый принимает решение вместе с ребенком» - личностно-ориентированная модель. И если такие понятия, как «индивидуализация», «личностное развитие ребенка» воплотить в конкретные инновационные педагогические технологии, то они для воспитателя обретают новый смысл.

Хочется отметить, что постепенно складывающаяся в группе атмосфера доверия между взрослыми и детьми, признания и уважения индивидуальности каждого ребенка, способствует большей открытости детей, дает мне возможность лучше их узнать, строить с ними действительно неформальные отношения, а значит, и более эффективно влиять на их развитие.

По словам Л.С.Выготского, «социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса», и вся роль воспитателя сводится к управлению этим рычагом. Как садовник был бы безумен, если бы хотел влиять на рост растения, прямо вытаскивая его руками из земли, так и педагог оказался бы в противоречии с природой воспитания, если бы силился непосредственно воздействовать на ребенка. Но садовник влияет на прорастание цветка, повышая температуру, регулируя влажность, подбирая и примешивая почву и удобрение, т.е. опять таки косвенно, через соответствующие изменения среды. Так и педагог, изменяя среду, воспитывает ребенка.

Мой опыт показывает, что перепланировка помещения группы и разделение его на учебные центры приближает малыша к более привычным для него масштабам его квартиры. Из беззаботных посетителей группы дети превращаются в ее ответственных хозяев. Вместе с детьми мы решаем, как оборудовать и оформить помещение группы, где разместить свой личный уголок каждому, сообща вырабатываем основные правила поведения в группе и формируем традиции дня. Уважение к труду детей и использование детских работ для оформления группы придает помещению поистине «детский» вид и вселяет в ребенка уверенность в том, что это его мир, т.к. в нем есть частичка его труда.

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получить образование и работать по специальности. Я считаю, чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Современная семья, на мой взгляд, тоже нуждается в разнообразных знаниях. Большинство родителей самоустранились от воспитания своих детей, заняты зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии. И разработанные на сегодняшний день технологии построения партнерских взаимоотношений в образовательном процессе ДОУ направлены не на объединение педагогов детей и родителей в едином образовательном пространстве, а на парный диалог типа «ребенок - педагог», «педагог – родитель». Кроме того, существующая практика работы с семьей ориентирована на общий «портрет» родителей без учета индивидуальных особенностей не только разных семей, но и членов каждой семьи. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме, и не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Хочется выстроить триединое взаимодействие «ребенок – родитель – педагог», что позволит значительно повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей, расширить творческие возможности специалистов дошкольного учреждения, что в свою очередь приведет к хорошим результатам в работе по формированию личности воспитанника и его всестороннего развития. И если семья станет активным участником образовательного процесса в детском саду, то это предопределит успех в работе на благо ребенка. И я над этой проблемой буду работать.

Я благодарна своей судьбе, что у меня есть то, что нельзя купить – это возможность наблюдать, как отправляются в жизненный путь мои воспитанники. И это повторяется снова и снова каждый выпуск. Они уходят из детского сада, унося частицу моего сердца, моей души и этим я живу! И этим я СЧАСТЛИВА!

 

 

 

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возрата по формированию финансовой грамотности

Консультация для воспитателей "Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания"

Консультация для родителей "Практические советы  родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста"

Педагогический проект "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Проект "Числа в сказках" для детей дошкольного возраста

Картотека развивающих игр по ФЭМП

Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений  у дошкольников в различных видах деятельности"

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 04.01.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения